Каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось столкнуться с насилием. Оно могло применяться против вас самих, вы могли быть свидетелем, или сами становились теми, кто оскорбляет. Сегодня среди учащейся молодежи чрезвычайно обострилась проблема насилия, осуществляемого самими детьми по отношению друг к другу. Распространение такого явления признано, как школьный буллинг.
Вы спросите, что это такое «буллинг» в переводе с английского - хулиганить, хамить, определяется, как ущемление, травля, дискриминация. Форма психического насилия в виде травли, бойкота, насмешек, дезинформации, порчи личных вещей, физической расправы и т.п. Это длительный процесс сознательного жестокого обращения (физического и психического) со стороны ребенка или группы детей к другому ребенку или детям. Это агрессивное и крайне неприятное поведение одного ребенка или группы детей по отношению к другому ребенку, что сопровождается постоянным физическим и психологическим давлением.
Причин буллинга - множество. А тем, кого буллят, может оказаться каждый, кто не вписался в рамки того или иного коллектива.
4 главных компонента буллинга
- агрессивное и негативное поведение;
- осуществляется регулярно;
- происходит в отношениях, участники которых имеют неодинаковую власть;
- такое поведение является преднамеренным.
Социальная структура буллинга
- преследователь (обидчик, агрессор) если это мальчики, они обычно физически сильнее других; выделяются внешностью, манерой поведения, одеждой, они часто дерзкие и агрессивные в отношении детей и взрослых: не очень хорошо учатся; имеют достаточно большой круг друзей или единомышленников и др.
- пострадавший ребенок (жертва) дети, которые не могут защитить себя, физически слабее своих сверстников; неуверенные в себе дети, замкнутые, молчаливые; дети, имеющие рыжие волосы, полные или худые, дети, которые избегают определенных мест в школе (например, на перерыве сидят в классе), дети, которые часто не имеют ни одного близкого друга, лучше общаются со взрослыми чем со сверстниками.
- наблюдатели, дети из числа обидчиков; одноклассники; случайные ученики и т.д.
Эту тему разбирали на тренингах по профилактике буллинга, проводимых специалистом по социальной работе ГБУ РК «БРЦСССДМ» Чеботарёвой Н.Е., среди учеников 5-6 классов МБОУ «Табачненской СОШ им. Н.Г.Сотника».
Ребятам понравилось упражнение «Почему так происходит?». Ученики тянули карточки с изображение на изнанке всего их три вида: стрела, глаз и мишень. Ребята объединились в группы и невольно получили роли, которые означали, что «стрела» это (агрессор), «глаз» (наблюдатель), «мишень» (жертва). Каждая группа получила свою задачу. Группа "агрессоров" попытались написать причины, побуждающие обидчика себя так вести. Группа "жертв" попытались написать причины, почему дети становятся легкими мишенями для обидчиков. Группа «наблюдателей» написали причины, почему наблюдатели являются частью в процессе буллинга. Участники упражнения правильно и грамотно выполнили свои задания.
Во время тренинга ребята поняли, что последствия буллинга могут быть разнообразны, что жертвы испытывают немало страданий. Это и снижение самооценки, плохой сон и аппетит, тревожность, употребление алкоголя, курение, мысли о самоубийстве и другие. И не смотря на то, что явление буллинга является распространенным, в наших силах его остановить и не оставаться в стороне. Ведь следует помнить, что сегодня ты - наблюдатель, а завтра - жертва.
В тренингах приняло участие 39 учеников.